Главная    |    Статьи    |    Лекции   |   О шахматистах    |    Правила    |    Партии    |    Юмор   |    Шахматы в Крыму



Борьба в шахматах: дебютные новинки
Автор:
мг Гарри Каспаров

Январь 1993 года Chess Life Magazine: БОРЬБА В ШАХМАТАХ: дебютные новинки

По мере развития шахмат с древности и до нашего времени играющая в них часть человечества постоянно накапливала информацию об игре, интерпретировала ее и делала различные обобщения. Постепенно некоторые из этих обобщений становились настолько привычными, что начинали восприниматься как непреложные истины

Этот процесс, типичный для любой области знаний, в шахматах обозначен как развитие шахматной теории. Неудивительно, что шахматная теория, основанная на чисто эмпирическом опыте, никогда не была чем-то застывшим, неизменным. Даже основные представления об эндшпиле, ставшие почти аксиомами, в последние годы значительно изменились. Использование мощных компьютеров привело, например, к переоценке эндшпиля “два слона против коня”: неожиданно выяснилось, что два слона всегда побеждают с помощью метода “кометы”.

Впрочем, существует обширная область шахмат, исследованная куда менее досконально, чем эндшпиль. Область, где даже суперкомпьютеры все ещё не в состоянии приблизиться к точному знанию и соревноваться с человеческим разумом.

Я имею в виду дебют – начальную стадию шахматной партии, определяющую ее дальнейшее развитие. Невозможность выработки точных дебютных рецептов стимулировала развитие философии дебюта. Начало этому процессу положил первый чемпион мира Вильгельм Стейниц, продолжил его Зигберт Тарраш, а труды Михаила Ботвинника придали ему определенную завершенность. Четко сформулированные основные стратегические принципы игры в дебюте имеют непреходящую ценность, но они лишь весьма незначительно приблизили нас к пониманию существа дебютных проблем… Не хочу показаться нескромным, но мой довольно богатый опыт борьбы за мировое первенство показывает, что вплоть до второго (или даже же до третьего) матча Карпов – Каспаров ни одна дебютная проблема не была проанализирована исчерпывающе.

Дабы конкретизировать дальнейшее изложение, определим поточнее предмет обсуждения. Что такое дебютная новинка? Обычно считается, что это какая-то неожиданная тактическая идея, ранее выпадавшая из поля зрения игроков, способная разрубить гордиев узел позиции, воспрепятствовать планам соперника. В результате может измениться оценка важного варианта или целой системы. Быстрое развитие шахмат в последнее десятилетие привело к появлению множества таких идей. Примененная тактическая новинка сразу становится общеизвестной, независимо от ее достоинств. Она знаменует исчезновение еще одного белого пятна на карте шахматной теории. Что и неудивительно: процесс активного поиска и коллективного творчества, канонизируемый в очередном томе “Информатора”, определяет качественный рост знаний, сходный с развитием той или иной “нормальной” отрасли науки.

СКРЫТЫЕ ФОРМЫ КОМПЕНСАЦИИ

Но вот неожиданно вы сталкиваетесь с совершенно иным типом “новинки”, по самой своей сути не имеющей тактического подтверждения. Это бывает в тех случаях, когда удается совершенно по-новому взглянуть на то, что считалось до сих пор хорошо известным, или прийти к совершенно неожиданной, с точки зрения стандартной философии дебюта, оценке позиции, возникающей иногда даже после очевидной игры. Обычно это связано со скрытыми формами компенсации материального или позиционного урона, понесенного стороной, применившей новинку.

Возникшее было у противника радостное недоумение быстро сменяется совсем другими эмоциями…

Множество новинок подобного типа можно найти в моих матчах с Карповым. Подготовка некоторых из них заняла месяцы (если не годы!), другие придумывались буквально за несколько часов, а иногда даже в ходе уже начавшейся партии. Поскольку, на мой взгляд, именно в них и заключена истинная красота шахмат – источник творческого наслаждения и для создателя, и для зрителя, я постоянно ищу такие идеи. Здесь вопрос “почему?” был бы довольно неуместен. И в первую, и в последнюю очередь потому, что это очень интересно! Мотивация любого подлинно творческого процесса может возникнуть лишь “изнутри”, хотя это вовсе не исключает “внешнего”, практического результата. В конце концов именно своему творческому превосходству обязан я многочисленными победами над Анатолием Карповым, одолеть которого в середине 80-х годов очень трудно, если вообще возможно. Но давайте рассмотрим чуть более свежий пример.

СТАРОИНДИЙСКАЯ ЗАЩИТА [E92]

Вариант Глигорича

Анатолий КАРПОВ - Гарри КАСПАРОВ

Матч на первенство мира, Нью-Йорк 1990, 3-я партия

1. d4 Кf6 2. c4 g6 3. Кc3 Сg7 4. e4 d6 5. Кf3 0-0 6. Сe2 e5 7. Сe3

Гибкое продолжение, которое я и сам неоднократно применял белыми. Мой соперник сыграл так впервые, и мне пришла в голову озорная мысль удивить его чем-то совсем неожиданным, тем более в староиндийской защите масса таких возможностей. Не забывайте: этот дебют входил в мой репертуар с ранней юности и всевозможные варианты неоднократно проверялись мной и моими помощниками.

В подобных ситуациях выбор варианта определяется также общей стратегической линией в матче и характерными особенностями творческой личности соперника. Так что здесь оказались переплетены “озорство” и холодный расчёт. Скажу даже так: случившаяся жертва ферзя была нами “подготовлена”, ибо кроме других систем за белых соперник вполне мог применить и 7. Сe3.

7... Фe7

Конечно же, безопаснее 7…ed!? 8. К:d4 Лe8 или 7… Ка6!? 8. 0-0 c6, как было у меня в одной из партий с Ваганяном, но вы уже знаете, какие мотивы подчас определяют дебютный выбор.

8. dxe5!

Лучший способ борьбы за перевес, хотя пара моих побед повысила оценку и не вполне ясного варианта 8. d5!? Кg4 9. Сg5 f6.

8... de 9. Кd5 Фd8?!!

Необычные знаки после этого хода лучше всего отражают мое отношение к нему: ход не вполне правильный, но очень и очень интересный. С другой стороны, совсем уж неинтересно 9…К:d5 10. сd с преимуществом белых или 9…Фd6 10. c5 Фd8 11. Сg5 Кbd7 12. Фс2 с переходом к хорошо известной позиции из “соседнего” варианта, где лишний темп в результате c4-c5 позволяет белым без всякого риска бороться за перевес.

10.Сc5 К:e4 11.Сe7!

Единственная возможность поставить план черных под сомнение. Но в нашем домашнем анализе основное внимание было уделено ходу 11. С:f8, на что есть две примерно равноценные защиты: 11…Ф:f8 12. К:c7 Фb4+ 13. Кd2 (13.Крf1 Фc5 14. Фd8+ Сf8 15. Фh4 Ф:c7 16. Ф:e4 Кc6 с полной компенсацией) 13…Сh6 14. 0-0 К:d2 15. К:a8 Кc6! 16. Кc7 (16. Лe1 Фd6!) 16…Ф:b2 с отличной контригрой или 11…С:f8 12. Фc2 Кc5 13. К:e5 Сf5 14. Фc3 c6 с очень удобной атакующей позицией у чёрных. Плохо лишь 11…Кр:f8?? 12. Кс3! Ф:d1+ 13. Л:d1 К:c3 14. Лd8+ Крe7 15. Л:c8, и белым недалеко до победы.

11... Фd7 12. С:f8

В случае 12. Фc2 Лe8 13. Ф:e4 Л:e7 14. Фh4!? (ничего не дает 14. К:e7+ Ф:e7) все угрозы отражаются путём 14…f6! (а вот 14…Лe8? 15. Сg5 h5 16. Кe4 ведет к затруднениям).

12... Кр:f8 13. Фc2

Эта позиция нами тоже рассматривалась. Карпов избрал самое естественное продолжение. Вероятно, он просто не видел, что следующий ответ черных возможен. Хотя мог бы и насторожиться: угроза 15. Кb6 очевидна, и любая попытка активно защититься от нее явно неудовлетворительна… Я бы не хотел, чтобы сказанное мной расценили как неуважение к творческому потенциалу моего многолетнего соперника, ведь после неизбежного “выигрыша ферзя” материальное соотношение +2 пешки в пользу белых – этого в 999 999 случаях из миллиона достаточно для вполне определенной оценки позиции, если нет каких-то ужасных слабостей или очевидных угроз.

Но тут как раз есть прекрасная возможность представить сопернику и публике то самое, одно на миллион, исключение из правил, которое и несет в себе особую красоту шахмат!

Последующий анализ показал, что вообще-то вся эта затея сомнительна. Во время партии меня очень беспокоило 13. Фd3!, после чего плохо “нормальное” 13…Кc5? ввиду 14. Фa3. Черным надо играть 13…f5!, получая в главном варианте 14. Фa3+ Крg8 15. Лd1 Кc6 16. Кb6 cb 17. Л:d7 С:d7 более-менее приемлемую игру, но эта позиция в пользу белых. Единственное фундаментальное ее отличие от той, что случилась в партии, – отсутствие у черных давления по линии “a” – полностью меняет положение дел на доске.

13... Кc5 14. Лd1 Кc6!

Острейший и наиболее принципиальный ход. Я мог форсировать игру, “вынудив” Карпова побить ферзя: 14…c6? 15. Кb6 ab 16. Л:d7 Кb:d7, что тоже давало полную компенсацию, но активность черных фигур здесь гораздо ниже, чем в партии.

15.0-0!

IПри подготовке мы почти не рассматривали этот сильный ход, а вот 15. Кb6 ab 16. Л:d7 С:d7 оценивалось очень оптимистично. Оценив по достоинству идею черных, Карпов на время воздерживается от выигрыша ферзя, предпочитая закончить развитие и использовать свои позиционные плюсы: централизованного коня и контроль над линией “d”.

Теперь неприемлемо как 15… e4 16. Кg5 Сf5 17. f4, так и 15… Кd4 16. К:d4 ed с преимуществом белых в обоих случаях. Но если уверен в своей идее, что может заставить отклониться от избранного пути?

15... Кe6! 16. Кb6

Психологически очень трудно уклониться от выигрыша ферзя и позволить одному из черных коней утвердиться на d4, после чего ни о каком перевесе белых не может быть и речи.

Теперь же у белых трудная игра, по двум взаимосвязанным причинам. С одной стороны, белые, по существу, объявили себя сильнейшей стороной и вынуждены играть на перевес. С другой стороны, объективная логика этой примерно равной позиции требует от них отказаться от этой иллюзии и срочно расстаться с частью своего материального перевеса, чтобы наладить координацию оставшихся фигур… Последствия небольшой заминки скажутся через несколько ходов.

16... axb6 17. Лxd7 Сxd7 18. Фd2

Необходимо было 18. a3! Кcd4 19. К:d4 К:d4 20. Фd2, но Карпов не хотел ослаблять свою позицию.

18... Сe8! 19. b3? e4 20. Кe1?!

“Материалист” Карпов продолжает играть на перевес… Два его последних хода, продиктованных этой целью, поставили белых на грань катастрофы: их фигуры, сгрудившись вместе, полностью теряют подвижность. Последней возможностью поддержать примерное равенство было 20. Кg5 К:g5 21. Ф:g5 Л:a2 22. Сg4 f5 24. Фh6+ Сg7.

На приводимом конкретном примере нетрудно перечислить стратегические компоненты, составляющие это маленькое чудо. Но я бы хотел выделить общую идею, лежащую в основе любой правильной или почти правильной жертвы ферзя.

Очевидно, поражение стороны, “потерявшей” ферзя, почти всегда бывает обусловлено недостаточной координацией фигур. У этой стороны много фигур, но действуют они на разных участках доски и, что еще важнее, не могут защитить все слабости. И зачастую дело тут вовсе не в недостатке мастерства у того или иного игрока, а в недостаточной силе самих по себе фигур. Но порой (как и в этой партии) фигуры “слабейшей стороны” оказываются настолько хорошо скоординированы, что слабость каждой из них в отдельности почти не ощущается. И в этом случае на первый план выходит численный перевес армии “жертвоприносителя”.

Подобного рода рассуждения помогают прикидочно, “из общих соображений”, выбирать из множества утопических идей действительно перспективные жертвы ферзя.

20... f5! 21. Сd1 Кe5 22. Кc2

Спасения стоило поискать в крайне опасных вариантах со вскрытием позиции, типа 22. f3 Лd8! 23. Фc1 e3 24. Ф:e3 Л:d1 25.f4 Кg4 26. Ф:e6 Bd4+ 27. Крh1 Кf2+ 28. Крg1 Кe4+, и неясно, есть ли у черных форсированный выигрыш. После же сделанного хода все сомнения в оценке позиции исчезают, но реализация перевеса черных остается технически сложной.

22... Л:a2 23. Фd5 Крe7

Среди всех прочих способов закрепления решающего перевеса был и такой: 23...Лa5!? 24. Ф:b7 (или 24. Ф:e6 Сd7) 24... Сc6 25. Фb8+ Крf7 26. Кb4 Лa8 27. К:c6 Л:b8 28. К:b8 c5. Но я решил сыграть посолиднее.

24.Кb4

Плохо 24. Ф:b7? Сc6 25. Фc8 Лa8, но заслуживало внимания 24. Фd2!? Карпов же соглашается вернуть ферзя и перейти в трудное окончание. В творческом плане для меня такой оборот событий был равносилен завершению борьбы и привел к естественному расслаблению, утрате концентрации. Думаю, именно поэтому я и не выиграл… Дальнейшее может послужить материалом для статьи на тему “защита трудных позиций”, написанной, конечно же, другим автором. А мне остается лишь привести концовку партии.

24... c6

Гораздо острее 24... Сc6!, не допуская перехода в “приемлемое окончание”.

25. Ф:e6+ Кр:e6 26. К:a2 Кf7 27. Сe2 Кd6 28. Кb4! Сc3 29. Кc2 f4 30. Лd1 h5?

30... c5! закрепляло решающий перевес.

31. f3! e3 32. g3 g5 33. Сd3 h4?!

И вновь гораздо сильнее было 33... c5.

34. Крf1 c5 35. Крe2 b5 36. cb К:b5 37. Сc4+ Крe7 38. Лd5?!

Точнее 38. gf!? gf 39. Лd5 с ничьей.

38... Сf6 39. Л:c5 Кc3+ 40. Крf1 Сg6 41. Кe1 Крd6

Какие-то шансы на успех оставались у черных после 41... b6! 42. Лc6 b5.

42. Лa5! fg 43. hg hg 44. Кg2 b5 45. Лa6+ Крe7 46. Лa7+ Крe8 47. Лa8+ Сd8 48. К:e3! bc 49. К:c4 g4 50. Крg2! Кe2 51. Кe5 gf+ 52. Кр:f3 g2 53. Л:d8+! Ничья.

 


 OnLine игра на нашем сайте

НОВОСТИ

Информация

Если желаете создать или облагородить свой сайт, то Крымские разработчики помогут Вам.



Copyright © chehovchess24.ru, 2007
Шахматы обучение.

Статьи    |    Лекции   |   О шахматистах    |    Правила    |    Партии  

Шахматы игра человечества